Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа


страница1/2
fiz.na5bal.ru > Литература > Документы
  1   2
Управление образования Верхнесалдинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением

физики, математики, русского языка и литературы»

XVII городская научно-практическая конференция школьников

Верхнесалдинского городского округа

«Мои исследования – родному краю»

Роль исконно русских праздников в сохранении народных традиций

Исследовательский проект

Исполнители:

Третьякова Александра Артуровна,

Богачева Анастасия Витальевна,

ученицы 9 м класса

Руководители:

Бабкина Наталья Викторовна,

учитель музыки и МХК

Верхняя Салда

2015 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… .3-5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………...6

1.1. Что такое «традиция» ……………………………………………… …….6-7

1.2. Исконно русские традиции………………………………………… …….7-8

1.3. Традиционные русские праздники. ……………………………………...8-14

1.4. Через интерес к народным традициям к формированию патриотической личности …………………………………………………………………………14-17

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….18-24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26

Приложения………………………………………………………………………27-31

ВВЕДЕНИЕ

Древнегреческий ученый Геродот считал: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни наилучшие».1Это замечательная мысль, высказанная 25 веков назад, и сейчас поражает своей глубиной и точностью. Она и сейчас актуальна. Геродот высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать.

Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: «Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!» Её можно истолковать шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.

В этой связи становится понятным выбор темы нашего проекта «Роль исконно русских праздников в сохранении народных традиций».

Мы считаем, что детей нашего возраста сложно вернуть к их корням, дать понять им, что в культуре нашей страны тоже много интересных вещей, поэтому нами было принято решение работать с детьми начальных классов так как: в период младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Данный период является актуальным для патриотического воспитания, так как в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребенка со своим народом, своей страной. Как показывают социологические опросы, дети начальных классов в современной России не знают, что такое народные традиции, народные праздники, обряды. Лишь 20% опрошенных детей имеют о них представление благодаря своим бабушкам и дедушкам. В средних и старших классах ситуация немногим лучше. Отсюда вывод: воспитание истинно русского гражданина, патриота своей Родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся на Руси как в дохристианскую, так и в христианскую эпохи.

Исходя из вышеизложенного, перед собой мы поставили следующую цель: формирование интереса к народным традициям у младших школьников через знакомство их с исконно русскими праздниками.

Объект исследования: процесс развития интереса у детей младшего школьного возраста через народные традиционные праздники.

Мы предположили, что формирование интереса у детей младшего школьного возраста будет успешным, если детей знакомить с русскими обрядовыми праздниками – гипотеза.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Задачи проекта:

-изучить теоретический материал по данной теме;

-провести первичную диагностику учащихся;

-разработать и провести серию бесед с мастер-классами по теме: «Исконно русские праздники»;

-разработать и провести с детьми экспериментального класса итоговое мероприятие «Рождество Христово» для учащихся начальной школы;

-провести вторичную диагностику учащихся;

-разработать и создать пособие «Исконно русские праздники. Беседы и мастер-классы»;

-отследить свои результаты и сделать выводы;

-раскрытие индивидуального творческого потенциала учащихся;

-сплочение классного коллектива.
Участники проекта: учащиеся 9м класса школы № 2, учащиеся 3г класса школы № 2.

Срок реализации проекта: сентябрь 2014 - январь 2015 года.

Ожидаемые результаты и способы их измерения:

Качественные результаты

Реализация проекта позволит:

- придать социальную значимость понятиям: патриотизм, национальные традиции;

- повысить уровень социальной активности учащихся.
Количественные результаты:

- вовлечение в деятельность по проекту более 100 человек: учащихся школы №2 и их родителей;

- организация и проведение школьных мероприятий по теме проекта.
Тип проекта: исследовательский.

Продукты проекта:

-серия бесед с мастер-классами, спектакль по теме проекта;

- пособие с электронным приложением «Исконно русские праздники. Беседы и мастер-классы».

Этапы:

Подготовительный.

Сбор материала для внедрения проекта.

Создание тематического цикла занятий по темам проекта.

Создание презентаций по темам проекта.

Подготовка мастер – классов.

Создание сценария для итогового мероприятия.
Основной этап.

Тематические беседы.

Проведение тематических мастер-классов.

Подготовка к организации праздника Рождества:

Работа над сценарием спектакля «Свет Рождественской звезды».

Разучивание русских народных обрядовых песен, игр.

Создание костюмов для проведения праздника.
Опыт использования

Данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предметов: художественный труд, изобразительное искусство, литературное чтение, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального образования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое «традиция»

Понятие «традиция» генетически восходит к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

В словарных и энциклопедических статьях традицию, как правило, связывают с проблематикой "наследования", интегрируя в это понятие объекты, способы и механизмы наследования, а также унаследованное содержание. Указывается на важное значение традиции в обеспечении устойчивости культуры и отмечается, что значение традиции особенно велико на первоначальных ступенях развития общества и уменьшается по мере прогрессивного развития.

«Традиция - общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношений, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения».2

Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использование лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием и жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой общественной жизни. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать.

Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.


    1. Исконно русские традиции.


На Руси существовало множество традиций, многие из них забыты, но некоторые существуют и по сей день.

Испокон веков наши прадеды и деды ходили в баню, в бане можно было вылечиться от простуды, от физической усталости, болях в мышцах и многих других недугов. В советское время традиция русской бани ушла на второй план, люди стали забывать об этой исконно-русской традиции, о ее полезных свойствах. В наше время эта традиция постепенно возрождается.

Национальная кухня — это неотъемлемая часть культуры любого народа. Ученые-этнографы считают, что именно традиционная русская кухня отражает историю и быт нашего народа. Обилие водоемов и лесов способствовали появлению блюд из дичи, рыбы и грибов. Считается, что когда человек впервые вырастил и собрал хлеб, тогда он и приобрел Родину. Традиционная русская кухня с древних времен тяготела к жидким горячим блюдам. Это существенно отличает ее от других национальных кухонь. Жидкие блюда в старину назывались «хлёбово». Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни — практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варка, тушение, томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Однако для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд.

С древних времен на Руси существовал особенный свадебный обряд, в который входило множество сложных элементов, которые обладали особым, магическим смыслом, направленным на то, чтобы невеста перешла из рода отца в род мужа, не обратив на себя внимание злых сил и не насторожив духов-хранителей рода. Современная русская свадьба носит на себе отпечатки этих древних традиций. Настоящая русская свадьба – это очень жестко регламентированный ритуал, но все действия в рамках этого ритуала целесообразны. Все очень символично, и никаких лишних действий не совершается. Перечень событий был неизменен на протяжении веков: сватовство, далее шли смотрины, далее помолвка или сговор. После сговора неделя или две отводилась на подготовку к свадебному дню. В день перед свадьбой проводились мальчишник и девичник – где парень с девушкой прощались с друзьями молодости и холостой жизнью.

Еще одной исконно - русской традицией являются русские праздники, на которых сконцентрирована большая часть нашего внимания, так как знакомство с ними является основной частью нашей работы.


    1. Традиционные русские праздники.


Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит. И хотя, любой праздник – это, прежде всего радость и веселье, вы никогда не спутаете праздничное торжество в рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря с праздником в высокогорном ауле или в казахской степи.

Так какие же они, русские национальные праздники? Они такие же, как наша земля, такие же, как русский характер – широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Слово “праздник” происходит от старославянского слова “праздь”, означавшего отдых, безделье. Поэтому, большинство русских народных праздников были связаны с рабочим земледельческим календарём, со сменой времён года. Они начинали и завершали все этапы крестьянского труда. Ещё одна весомая часть русских праздников связана с дохристианскими языческими верованиями. Эти праздники, так же, были связаны с природными явлениями. Самые поздние русские праздники пришли к нам вместе с принятием христианства и связаны с православным календарём.3
Зимние праздники и обряды
Рождество Христово 25 декабря/7 января

Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.
Масленица Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Егорьев день 26 ноября / 9 декабря

Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: в декабре и в мае. Зимний установлен в честь освящения храма св.Георгия в Киеве в 1051 году. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота, один из самых почитаемых святых.
Николин день 6 / 19 декабря

Праздник православной церкви в память св.Николая Мирликийского (Николая Чудотворца). Этот святой воспринимался в России как покровитель русского народа, крестьянский святой, "мужицкий заступник". Праздновался дважды в году: в декабре и в мае.
Введение 21 ноября / 4 декабря

Праздник в честь приведения в церковь господню Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме. В народе был связан с началом ("вводом") зимы.
Святки 24 декабря/6 января - 6/19 января

Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год (Васильев день), Крещение Господне.

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения – «страстными вечерами».
Сочельник 24 декабря/ 6 января и 5 / 18 января

Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. В эти дни обязательно соблюдение строгого поста до обрядовой трапезы в полночь. Время девичьих святочных гаданий.
Водосвятие 6-7/18-19 января

Церковный обряд освящения воды в канун и в сам праздник Крещения.
Славление Христа (Христославление) 25 декабря/ 7 января

Святочный обряд в честь прихода Волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Дети, парни и девушки ходили по дворам с рождественской звездой, славили Христа, поздравляли хозяев с праздником, собирали угощение и деньги.
Посевание 25 декабря / 7 января

Магический обходной обряд для обеспечения урожая хлебов в новом году. Производился в первый день Рождества или в Новый год.
Сретение Господня 15 февраля по новому стилю.

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого двунадесятого православного праздника – Сретения Господня (в народе – Устреченья). Считается, что в этот день зима с летом встречаются.
Весенне-летние праздники и обряды
Чистый понедельник

Народное название первого дня первой недели Великого поста.

Означал размежевание с греховной масленичной неделей и приобщение к святому. День особо строго поста, очистительного мытья в бане и приготовления постной пищи.
Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.

ч

Тужилки по Масленице

Один из дней первой недели Великого поста. Отдельные проявления масленичных увеселений как сожаление об ушедшей Масленице. В это день пекли "туженники" - хлебцы из остатков блинного теста, устраивали кулачные бои, катались с ледяных гор, пекли постные блины, ходили ряжеными.
Средокрестие

Среда (или четверг) на четвертой недели Великого поста.

В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли "Средокрестной", когда пост "переламывался" пополам. В этот день пекли печенье в форме крестов, которое должно было воздействовать на будущий урожай, здоровье людей и скота, благополучное окончание полевых работ.
Пасха

Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая).

Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.
Следующее воскресенье после Пасхи, именуемое в православии Антипасхой («напротив Пасхи»), в народе называется Красной горкой. Это известный с древнерусских времен весенний праздник у восточных славян. Красная горка – праздник веселья, хороводов, торжеств, символизирующий полный приход весны и, помимо прочего, встречу парней и девушек. Весна – это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка – это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек и это был любимейший народом праздник.
Сороки 22 марта

Вторая встреча весны «Сороки»,т. е. практически совпадающие с днем весеннего равноденствия. Согласно верованиям крестьян, в этот день сорок птиц прилетают из теплых краев. Крестьяне полагали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны», особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», «куликов», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же исполнялись особые песни-прибаутки.
Благовещение 25 марта/ 7 апреля

Великий двунадесятый праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.
Кресты Средокрестная неделя

Обрядовое печенье из ржаной муки в форме креста. В народе верили в магическое воздействие печения на будущий урожай и благополучие в семье. Означало перелом Великого поста: "ломает говенье - крестов печенье".
Троица Пятидесятый день после Пасхи

Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.
Вербное воскресенье Шестая неделя Великого поста перед праздником Пасхи.

Церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. В христианских храмах освящают пальмовые ветви деревьев (у православных - вербу). Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.

Иван Купала 24 июня / 7 июля

Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Осенние праздники и обряды
Рождество Богородицы 8/21 сентября

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Семенов день 1/14 сентября

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Воздвижение 14/27 сентября

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Покров Богородицы 1/14 октября

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Параскева 20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (ПреподобномученицаПараскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Кузьма и Демьян 1/14 июля (летние Кузьминки), 17/30 октября, 1/14 ноября.

Народное название дней памяти святых Космы и Дамиана. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.
Кузьминки 1/14 ноября

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

Более подробный список народных праздников представлен в приложении 1.

Умели на Руси поработать – умели и отдохнуть. К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит, хотя бы частично, по крупицам, восстановить утраченное.


    1. Через интерес к народным традициям к формированию патриотической личности.

«Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности её помыслов на определенном предмете».4

По мнению Г. И Щукиной интерес представляет собой интегрированный сплав интеллектуальных (активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач); эмоциональных (познавательные и эстетические эмоции, чувство ожидания нового, прекрасного, чувство интеллектуальной и эстетической радости, успеха); волевых (инициатива поиска, самостоятельное добывание знаний и стремление к исследовательской и эстетической деятельности, выдвижение и постановка задач на пути познания и эстетической деятельности), творческих проявлений.5

Именно на основе интереса идет познание предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, т.е. формируется личность. А значит, через интерес можно влиять на формирование качеств личности.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Тогда куда же делся наш патриотизм? Может быть, патриотизм сейчас не «в моде»? Или у нас выродилось поколение способное созидать? Нет. Скорее всего, мы просто начали забывать свои ценности и уже совсем не помним о своих корнях. Возникает вопрос: как возродить ценности и патриотизм?

Существует несколько способов возрождения патриотизма:

а) развитие наук и технологий;

б) защита Отечества;

в) трудолюбие, социально-ответственное стремление к достатку и процветанию;

г) общинный уклад, синхронизация частных интересов с общественными;

д) духовная сила, нравственность, справедливость, добро;

е) традиционные народные и семейные ценности.
На последнем мы остановимся поподробнее. Семья, дети, родители, родня, род, народ, Родина. Все эти слова вызывают самое благоговейное отношение. Эти понятия связаны в единую мировоззренческую систему. Эта система – суть ценностей, составляющих мудрость народа. Народ собирал эту мудрость своим опытом столетиями и тысячелетиями. Патриотизм – это передача мудрости от деда и отца – сыну и внуку. Именно в семье проходит процесс передачи народной мудрости, формирования образов. Любой, даже незначительный, законодательный шаг, который приводит к ограничению самостоятельности семьи, провоцирует ужасающий отрыв от народных ценностей. А значит, приближает народ к ликвидации.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучения и воспитания младших школьников.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования быта. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки. Например, у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Наш проект проводился на базе 3г класса школы №2. В исследовании приняло участие 28 детей. Целью стало выявление уровня интереса к русским обрядовым праздникам у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на основе метода беседы и наблюдения.

Методика взята из дипломной работы выпускницы Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ангарский педагогический колледж» Биль Александры Семёновны. Она составлена в соответствии со всеми требованиями и апробирована.

Методика «Беседа о русских традиционных праздниках».

Цель: выявить уровень знания о русских обрядовых праздниках.

Ход исследования: исследование проводилось в виде беседы с детьми.

Обработка данных осуществлялось по следующим показателям:

• ответы детей полные;

• знание названий праздников, и традиций их проведения;

• проявление интереса (ребенок хочет узнать и участвовать в праздниках).

Беседа с детьми проводилась индивидуально. Мы давали следующую инструкцию-разъяснение: « Я сейчас буду задавать тебе вопросы, а ты подумай хорошо, и отвечай полным предложением, так как считаешь».

Каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что такое праздник?

2. Какие ты знаешь исконно русские праздники?

3. Кто рассказывал тебе про исконно русские праздники?

4. Хочешь ли ты узнать о русских праздниках?

5. Ты бы хотел знать, как проводились русские обрядовые праздники?

6. Тебе бы хотелось поучаствовать в них?

7. Ты знаешь, праздник Масленицу?

8. Что ты знаешь об этом празднике?

9. Знаешь ли ты, какие-нибудь русские обрядовые танцы или игры?

Полученные данные заносились в протокол по ходу исследования.

Основными показателями, с которыми соотносились ответы детей, явились:

1. проявление интереса к народным праздникам;

2. знание названий обрядовых праздников, танцев, традиций;

3. отсутствие интереса к русским обрядовым праздникам и незнание их.

Основываясь на этих показателях, выведены три уровня:

16-18 баллов – высокий уровень. Ребенок имеет некоторые правильные представления о русских обрядовых праздниках и традициях их проведения. Ребенок осознает, что такое исконно русский праздник.

10-15 баллов – средний уровень. Представления о русских обрядовых праздниках ребенка связаны с его личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер. Он трактует понятие «исконно русский праздник» как представление праздника, который празднуют дома или в стране. Ребенок не понимает отличие просто праздника от русского традиционного. У ребенка сформированы единичные представления о русских обрядовых праздниках.

6-9 баллов – низкий уровень. Ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «исконно русский праздник», не имеет представлений о традициях проведения праздника. Ребенок не осознает отличие просто праздника от русского традиционного. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о русских обрядовых праздниках.

Результаты опроса учащихся:

1.Что такое праздник?

20% респондентов ответили, что это - хорошее настроение;

15% респондентов считают, что это - день рождение;

40% респондентов считают, что это - большая компания;

10 % респондентов ответили, что это - Новый год;

15 % респондентов считают, что это - дарение подарков.
2. Какие ты знаешь исконно русские праздники?

70 % респондентов не знают исконно русских праздников;

15 % назвали Новый год;

5 % назвали Новый год и Масленицу;

10 % назвали Масленицу и Пасху.
3. Кто рассказывал тебе про русские обрядовые праздники?

90 % респондентов никого не назвали;

10 % назвали родителей.
4. Хочешь ли ты узнать про русские обрядовые праздники?

100% респондентов ответили положительно.
5. Тебе бы хотелось узнать, как проводились исконно русские праздники?

95 % респондентов ответили положительно;

5% респондентов затруднились ответить.
6. Тебе бы хотелось поучаствовать в русских обрядовых праздниках?

95%респондентов ответили положительно;

5% респондентов затруднились ответить.
7. Ты знаешь русский праздник Масленица?

95 % респондентов ответили положительно;

5 % респондентов затруднились ответить.
8. Что ты знаешь об этом празднике?

10% респондентов не ответили на этот вопрос;

60 %респондентов ответили, что пекут блины;

30%респондентов ответили, что пекут блины, играют в разные игры, сжигают чучело.

9. Знаешь ли ты, какие-нибудь русские танцы или игры?

45% респондентов назвали снежки, салки;

55% респондентов не ответили на вопрос.

Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1.

Уровни

Процентный показатель(%)

Количество

детей (чел.)

высокий

0

0

средний

25

7

низкий

75

21
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconОтчет старшего преподавателя кафедры информатики и ито лапшина Н. А. за 2012 – 2016 гг
Ю. А. Гагарина в космос, VII международная научно-практическая конференция «Научно-информационное обеспечение инновационного развития...

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа icon«Научно-практическая конференция фактор саморазвития и самоопределения»...
Название работы: «Научно-практическая конференция – фактор саморазвития и самоопределения»

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconНаучно-практическая конференция магистрантов «Российский государственный социальный университет»
Основные научные направления: в 2016 г конференция будет проводиться по 5 секциям

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconVii международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления...
Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития науки и образования»

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconПорядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской...
Губкинского городского округа (далее Порядок) разработан в соответствии с Порядком всероссийской олимпиады школьников, утвержденным...

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconРефераты проблемно- поискового характера
Научно- практическая конференция учащихся и педагогов (далее – Конференция) – форма представления результатов их совместной деятельности...

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconНаучно – практическая конференция
Научно-исследовательская деятельность – это мощное средство, позволяющее испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои таланты....

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconЗарайское реальное училище
Бластная научно – практическая конференция «история и культура подмосковья: проблемы изучения и преподавания»

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconРоссийская федерация кемеровская область Калтанский городской округ...
Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Калтанского городского округа

Xvii городская научно-практическая конференция школьников Верхнесалдинского городского округа iconРоссийская федерация кемеровская область Калтанский городской округ...
Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Калтанского городского округа


Физика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
fiz.na5bal.ru
..На главную