Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов»


fiz.na5bal.ru > Математика > Урок
Тема: «Алгоритмизация и программирование»

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов»

Цели:

- образовательная: вспомнить уже пройденную тему «Алгоритмы», закрепить полученные знания и умения;

- воспитательная: ответственность, активность в обучении и самодисциплине;

- развивающая: развить потребность в самообразовании, терпение, внимательность, аккуратность.

Тип урока: интегрированный урок-повторение

Основная форма работы: индивидуально-групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Пропедевтика нового материала

  4. Подведение итогов

  5. Объявление домашнего задания

Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска (или проектор), раздаточный материал

Программное обеспечение: ActiveInspire, MS Excel
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует учащихся и подготавливает все необходимое к уроку (включает интерактивную доску)

Ученики готовятся к уроку, здороваются с учителем, садятся на свои места




  1. Актуализация знаний (15 мин)

Учитель начинает рассказ:

- Ребята, вы знаете, что информатика неразрывно связана с такой точной наукой как математика. А что именно в этих двух областях общего?

Молодцы. Вы абсолютно правы. И, конечно же, информатика невозможна без математики. Поэтому, прежде чем мы начнем изучение новой темы, мы немного позанимаемся математикой.

- Давайте вспомним, что такое квадратное уравнение?

- Вы правы, выполните задание 1: Решить квадратное уравнение. Учитель вызывает одного из учеников к доске, остальные ребята выполняют задание в своих тетрадях.

- А теперь вспомните, какие действия нужно выполнить, чтобы решить произвольное квадратное уравнение (кв.уравнение в общем виде)

Отлично. А как же называется такая последовательность действий?

Несколько учеников, проговаривают это определение и записывают его в тетради.

А сейчас мы вспомним виды алгоритмов, которые мы также изучали. На доске вы видите блок-схемы различных алгоритмов, а также названия. И у вас на столах лежат также конверты с названиями алгоритмов и листы с изображениями блок-схем. Вам необходимо соотнести блок-схемы с видом алгоритма.



Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:

- Математика занимается различными вычислениями, а информатика работает с различной вычислительной техникой (ВТ)

- Квадратное уравнение – это уравнение вида, ax+bx+c=0, где a 0

Вызванный к доске ученик решает уравнение у доски.


Ученики формулируют действия, необходимые для решения квадратных уравнений, и записывают их:

  1. Выписать коэффициенты квадратного уравнения

  2. Вычислить дискриминант по формуле.

  3. Сравнить дискриминант с нулем.

  4. Если Д>0, то вычислить корни уравнения по формулам;

  5. Если Д=0, то найти единственное решение квадратного уравнения по формуле

  6. Если Д<0, то квадратное уравнение не имеет решений.

- Алгоритм – это строго определенная последовательность действий, приводящая к результату и записанная с помощью команд, понятных исполнителю.
Ученики по очереди выходят к доске и «переносят» блок-схему к виду алгоритма, остальные ученики выполняют задания на местах, раскладывая блок-схему в нужный конверт.



С помощью интерактивной доски учитель предлагает ученикам вспомнить формулировку определения «квадратное уравнение»

(Рис. 1)

Интерактивная доска

(Рис.2)

Каждое из действий заранее написаны учителем на доске, но они скрыты, и по мере называния учениками, открывает их.

(Рис. 3)


Работа с помощью интерактивной доски (Рис 4,5) и раздаточного материала.

(приложение 1)



  1. Подготовка к изучению нового материала (8 мин)

Мы с вами только что вспомнили, что решение различных задач можно записать с помощью алгоритма, а также в виде блок-схемы или словесно. Но вы, наверняка, не раз встречались с различными программами, которые выполняют алгоритмы за вас, да и мы с вами составляли такую «программу» (учитель демонстрирует работу, выполненную учениками в MS Excel «Решение квадратного уравнения». Вы видите, что в этой «программе» нам совершенно необязательно выполнять вычисления, компьютер делает это за нас. Но существуют и другие специальные приложения, позволяющие производить массу других вычислений и построений: решение уравнений, вычисление пределов, интегрирование и дифференцирование, нахождение объемов разных геометрических тел, построение графиков функций и многое другое. На наших уроках мы познакомимся с возможностями создания таких приложений, но для того, чтобы у нас все получилось, нам необходимо хорошо ориентироваться в алгоритмах.


Ученики выполняют апробацию программы (называя различные примеры, выходя к доске и вводя данные, получают результат, не решая уравнения)


Рис 6 (Программа в MS Excel «решение квадратного уравнения»)

  1. Подведение итогов (17 мин)

Выполните задание:

  1. Составьте блок-схему алгоритма нахождения площади квадрата

2, 3 Определите результат выполнения алгоритма по блок-схеме

Подведите итоги урока.


Три ученика работают у доски, остальные в тетрадях

- Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое алгоритм, виды алгоритмов:

1. Линейный

2. С ветвлением

3. С повторениями

Узнали, что с помощью алгоритмов можно составлять различные программы.




  1. Объявление домашнего задания (3 мин)

  1. п.4.1, с.194 №4.2, с.197 №4.3

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.






Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Приложение 1

Урок 2 «История развития языков программирования»

Цели:

- образовательная: ознакомить учеников с историей развития языков программирования, вспомнить и закрепить умения и навыки работы с текстовым редактором, а также графическим процессором MS Power Point;

- воспитательная: расширить кругозор учащихся, воспитать уважение к различным профессиям (таким, в которых встречается необходимость в программировании),

активность в обучении, интерес к предмету;

- развивающая: развить потребность в самообразовании, внимательность, конспектирование.

Тип урока: урок-лекция

Основная форма работы: групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Объяснение нового материала – лекция

  4. Закрепление полученных знаний

  5. Объявление домашнего задания

Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска (или проектор), Интернет

Программное обеспечение: MS Power Point, ActiveInspire, Turbo Pascal, Интернет-обозреватель
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент (1 мин)

  • Здравствуйте, ребята. Садитесь

Здороваются с учителем, садятся на свои места




  1. Проверка домашнего задания (8 мин)

Сейчас мы проверим домашнее задание. Итак, какие номера вам нужно было сделать?

Учитель вызывает двух человек, которые должны сдать тетради.

Учитель с помощью сканера проецирует блок-схемы на экран, чтобы остальные ребята проверили свои работы.

После этого, учитель задает вопросы ученикам, которые сдавали тетради и выставляет им оценки:

  1. Что такое алгоритм? Какими свойствами обладает алгоритм?



  1. Назовите виды алгоритмов, какие из них были использованы вами при выполнении домашнего задания

Ученики называют домашнее задание.
Учащиеся сдают тетради с выполненным домашним заданием.
Ребята проверяют задания. Если они видят ошибку на экране, то исправляют.
Отвечает первый ученик:

Алгоритм (от лат algorithmi), - латинская форма

написания имени математика IX в. аль-Хорезми,

который сформулировал правила выполнения

арифметических операция.

Свойства алгоритмов: результативность, дискретность,

массовость, детерминированность, выполнимость,

понятность.

Второй ученик: 1. Линейный

  1. С ветвлением

  2. Циклический

Использованы: 2 и 3




  1. Объяснение нового материала (18 мин)

На прошлом уроке мы говорили, что алгоритм может быть реализован с помощью компьютера, то есть специальной программой.

Программа – это алгоритм, записанный на понятном компьютеру языке. А сам этот язык называется языком программирования.

Все языки программирования можно разделить на две группы.

  1. Языки низкого уровня, то есть языки, которые сложны для восприятия человеку. К таким языкам относится машинный язык. На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы XX века, программы писались на машинном языке.

Что это за язык? Из каких символов он состоит?

Это последовательность 0 и 1.




Для каждой ЭВМ необходимо было создавать свою собственную программу, так как в ней учитывались характеристики конкретной ЭВМ.

В начале 50-х годов XX века были созданы языки программирования ассемблеры. В них уже можно было использовать специальные команды (MOV, SUB, ADD и т.п), которые преобразовывались с помощью компиляторов – специальных программ, переводящих язык на машинный, то есть понятный компьютеру.




Ученики делают конспект рассказа учителя

На проекторе отображается презентация с основными моментами по теме (приложение 2)


2 группа – это языки высокого уровня, которые начали создаваться с середины 50-х годов, они были машинно независимыми и писались для всех ЭВМ. Примерами таких языков являются Fortran (предназначен для технических и научных расчетов), Cobol (для коммерческих приложений). А в конце 80-х годов начали создаваться алгоритмические языки, в которых было заложено использование операторов ветвления и цикла. К таким языкам, относятся известные вам, Pascal, Си. А с 90-х годов – объектно-ориентированные – C++, Delphi,Visual Basic.

Мы с вами уже изучали язык программирования Pascal, а в этом году мы продолжим с ним работать и познакомимся с множеством новых команд. Итак, ЯП Pascal был создан Н.Виртом и назван в честь великого ученого-физика Блеза Паскаля.



  1. Закрепление полученных знаний (15 мин)

Сейчас, используя свои записи, которые вы сделали в ходе моего рассказа, вам необходимо будет заполнить таблицу в MS Word. Вы сядeте за компьютер и на рабочем столе в папке Программирование откроете файл Таблица1 и заполните ее, сохранив и назвав своей фамилией и перешлете с помощью электронной почты на мой e-mail.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют полученное задание.

После чего садятся на свои места.

Приложение 3

  1. Объявление домашнего задания (2 мин)

П. 4.2, ответы на вопросы с.200 (устно), повторить структуру программы на ЯП Pascal. Операторы ввода, вывода, присваивания.

А также названным ученикам сделать презентацию на тему «ЯП Pascal:структура и основные операторы»

Ученики записывают домашнее задание





Урок 3 «Язык программирования Pascal: основы»

Цели:

- образовательная: вспомнить основы языка программирования Pascal, структуры программы на этом языке программирования, типы данных, операторы ввода, вывода, присваивания, а также условный оператор, программировать с использованием простейших операторов;

- воспитательная: способствовать воспитанию уважения к своим товарищам; умение работать индивидуально и нести ответственность за проделанную работу; а также работать в группе;

- развивающая: активировать развитие мелкой моторики рук; внимательность; умение слушать.

Тип урока: урок-повторение

Основная форма работы: индивидуально-групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Закрепление полученных ранее знаний

  4. Работа на компьютере

  5. Подведение итогов

  6. Объявление домашнего задания

Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска (или проектор), Интернет

Программное обеспечение: MS Power Point, ActiveInspire, Turbo Pascal, Интернет-обозреватель
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует учащихся, подготавливает необходимое оборудование к уроку. Просит ученика подготовить ответ по домашнему заданию

Учащиеся здороваются с учителем и садятся.

Ученик, получивший домашним заданием сделать презентацию, готовится отвечать.

Ученик, сделавший презентацию, сдает ее либо на флешке, либо по ранней договоренности учителю на почту, так чтобы на уроке она могла быть просмотрена.


  1. Проверка домашнего задания (10 мин)

Учитель вызывает к доске учащегося с подготовленной презентацией к доске и начинает показ.

Ученик делает доклад о проделанной им работе, демонстрируя презентацию с помощью проектора. Остальные учащиеся слушают своего товарища и при необходимости делают заметки в тетрадях.

Презентация (Приложение 4)


  1. Закрепление полученных ранее знаний

Итак, вы вспомнили основные операторы и даже записали основные моменты. Я вам напомню еще один оператор: условный, if …. then …. Else

Теперь попробуем решить несколько простых задач.

Задание 1: соединить блок-схему алгоритма с программой.

Задание 2:

По написанной программе определить результат ее выполнения.

Задание 3: По блок-схеме алгоритма составить программу и определить ее назначение.


Ученики выполняют задания.

У доски работают учащиеся, по желанию. Если таковых нет, то учитель вызывает отвечающего по своему усмотрению.



Задания на листах лежат на столах учеников и отображаются на экране посредством программы ActivInspire

Рис. 7


Рис.8


Рис.7

Рис. 8


  1. Работа за компьютерами

Учитель раздает задания каждому ученику.

Контролирует работу учеников, помогает определить условие.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания.



Приложение 5

  1. Подведение итогов

Учитель выставляет оценки наиболее активным учащимся.

Ученики подводят итоги урока, задают вопросы.




  1. Домашнее задание

Учитель объявляет домашнее задание.

Ребята записывают домашнее задание.

Приложение 6


Урок 4 «Операторы цикла»

Цели:

- образовательная: закрепить полученные ранее знания, умения и навыки, вспомнить различные операторы цикла, подготовить детей к зачету по теме «Программирование на языке Pascal»;

- воспитательная: воспитать интерес к предмету, уверенность в своих силах, активность;

- развивающая: активировать развитие мелкой моторики рук; внимательность; умение слушать.

Тип урока: урок-повторение, закрепление полученных ранее ЗУН;

Основная форма работы: индивидуально-групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Закрепление полученных ранее знаний

  3. Повторение по теме «Операторы цикла»

  4. Работа за компьютером

  5. Подведение итогов

  6. Объявление домашнего задания

Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска (или проектор), Интернет

Программное обеспечение: ActiveInspire, Turbo Pascal
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент (1 мин)

Преподаватель здоровается с учениками и просит их сесть.

Ребята приветствуют своего учителя и садятся.




  1. Закрепление полученных ранее знаний

Заполните таблицу:

Работа в группах







Описание

Оператор

Оператор ввода информации







write




writeln

Неполный условный оператор







If s<0 then writeln(‘Отрицательное число’)

Else writeln(‘Неотрицательное число’);




Program zadacha1;

Раздел описания переменных




Оператор цикла с предусловием







Repeat

….

Until …;




For i:=1 to 6 do …

Учитель контролирует работу учащихся.

После окончания работы, учитель вместе с учащимися проверяют работы

Ученики проверяют работы, самые активные получают оценки




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» icon2 «Понятия: виды и способы логического оперирования с ними»
Практические задания по теме 3 «Суждение: виды, состав, логические отношения»

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрок-игра "В царстве условного алгоритма" Тема урока: Условный алгоритм....
Цели урока: сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconМетодическая разработка открытого урока в 10 классе по теме: «Равновесие....
Один из методов повышения интереса учащихся к предмету – привлечение их к проведению уроков. Поскольку эту тему изучали в 7 классе,...

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрок по теме: «Алгебра логики»
Познакомить с определениями: понятие, высказывание и его виды, умозаключение, логические величины, логические переменные

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрок 26 Тема Понятие о случайных, независимых, невозможных событиях...
Цель: ввести понятие вероятности, события и виды событий, закрепить теоретические знания на практика

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconЗакон Паскаля. Практическое применение закона Паскаля. Виды давлений....
Виды жидкостей. Силы, действующие на жидкость, гидростатическое давление и его свойства

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрок-исследование Изучение силы трения скольжения
Формирование познавательных ууд при изучении силы трения: (определение, причины, виды, способы измерения)

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» icon«Механическое движение»
Данный урок цели достиг. Учащиеся, исследуя различные виды движения, определили скорость каждого вида, и самостоятельно используя...

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрок физики в 11 классе Тема: «Виды излучения, спектры и спектральный анализ»
Цель урока – познакомить учащихся с видами излучения, спектрами химических веществ и практическим применением спектрального анализа...

Урок 1 «Алгоритм и виды алгоритмов» iconУрока Тема урока Цель урока
Изучить циклические структуры, развивать навыки по созданию моделей и алгоритмов для решения практических задач


Физика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
fiz.na5bal.ru
..На главную